Пятнистые детки Филатовых

 

Четвертая программа 134 сезона Саратовского цирка имени братьев Никитиных подарила зрителям встречу с прославленным  «Цирком Филатова». По словам директора цирка, академика Национальной академии циркового искусства Ивана  Георгиевича Кузьмина,  коллектив  талантливых потомков Валентина Филатова привез нам  отличную программу.

  Настоящую  классическую, без больших аттракционов, легкую и живую. Здесь есть все, что нужно: «подвески и воздух» (говоря цирковым языком),   эквилибр, пружинящая дорожка и верховая езда, ренские колеса  и изысканная клоунада,  и, конечно же,  обилие пернатых и хвостатых питомцев. Их  ждали в Саратове почти  год – пока Филатовы объезжали другие города и веси.

                            Кто самый страшный?

Они скучают в разлуке, дорожат каждой минуткой, которую проводят вместе, постоянно их обнимают и ласкают. «Они – наши дети»,- говорит известная дрессировщица, заслуженная артистка России Юлия Филатова о своих подопечных. И здесь нет никакого преувеличения.  «Зверя укрощают лаской»,- основа дрессуры   ее прадедов.

 На пресс-конференции, как всегда, плавно перетекающей в  репетицию, Юля любовно рассказывает о  повадках, привычках, увлечениях своих зверят,  как, наверное, говорила бы  в другое время о своих собственных ребятах.

-  Разница между  нашими пятнистыми детками–леопардами  в два года. Для младшенького  - Гриши - это будет первая весна в вашем городе.  Леопард самый красивый вид кошек, самый интересный по окрасу, по характеру. Испокон веков говорят, что это самое свободолюбивое животное. Он отгрызает себе лапу, попав в капкан.  Чтобы работать с ними, надо, чтоб не мы их,  а они нас приняли к себе. Приходится  и кормить их с рук,  и спать с ними, пока растут. Средненький  -  Петя - вырос у компьютера. Он постоянно висел в Интернете, на сайтах, где были изображения животных. Дочка раз при нем делала для школы какую-то работу на компьютере, он увидел и… «завис».

 - Откуда родом ваши питомцы?

- Мы имеем право брать только третье поколение, родившееся в неволе. Понятно,  природа постепенно иссякает. У нас детеныши из новосибирского зоопарка. Старший – Бонни. Вообще-то вначале мы его назвали Шипром. Он постоянно шипел. Я говорила, что он одеколон какой-то непонятный - шипр! Потом стал Бонифацием.  Думали,  особо одаренный будет. Не особенно, конечно, получился, - Юля смеется. - Среднего назвали Петром,  это редкая персидская порода леопардов. Он и по размеру меньше, чем остальные.  Младшего Гришей тоже не случайно так назвали. У него есть маленькое  серое родимое пятнышко. По нему    мы хоть могли за ним следить. Пока решались финансовые вопросы, детеныша  транспортировали в другое место. От Сочи до Амурской области. Там и нашли его. Назвали Греем, ласково – Гриша.

 - Вы сейчас  на манеже работаете в рискованном режиме  -   без клетки. Не опасно для зрителей? Дикая  кошка – непредсказуемое животное, – такой вопрос  возникает  везде, где только появляются «Леопарды на свободе» (номер Юлии Филатовой и ее мужа,  дрессировщика Андрея Клыкова).

- Кошки    как раз предсказуемые животные! – пылко возражает Юлия. – Хорошо зная их физиологию, повадки, можно предсказать  дальнейшие их действия. Все, например,  знают:  когда кошка начинает бить хвостом, она недовольна.  Самый непредсказуемый зверь -  медведь. Он не готовится к агрессии, но  может напасть. Однако  для  наших зверей  бордюр на манеже - как стена. Как только мы  берем  зверят, мы сразу у них  вырабатываем рефлекс: за бордюр нельзя!  И это привычка,  как для нас зубы почистить. Я вам уже раскрываю секреты, которые нам передавал наш знаменитый дедушка. Работаем  на манеже мы без защитной  одежды. Стек – только продолжение руки, для подкормки. Подкормки идут все время, звери у нас сытые, поэтому иногда   ленивые (смеется).

- А когти у них подпиливают? – интересовались мои  дотошные коллеги.

- В вольерах у них есть деревянные лежанки. И они физиологически, сколько им положено,  стачивают когти. Но специально со звериными зубами и «ногтями» мы ничего не делаем. Дедушка имел неудачный опыт, когда обязательным приказом по цирку  велели все  «подточить, подпилить». Звери тогда плохо ели мясо, и  у них плохо работал желудок.  В организме все взаимосвязано. У дедушки был случай, когда   проведению трюка мешал длинный хвост капуцина,   да и был  он  с  дефектом. Купировали часть хвоста. Все, капуцин стал хромать. Хвост для него - как пятая нога.  Нарушается естественность.

- А как вы поднимаете такую тяжесть:  медведи  - от 70   и выше килограммов? Это же так трудно! - посочувствовали дрессировщикам журналисты.

-Мы даже не знаем, сколько  медведица Маша весит. Нам все кажется, что они еще маленькие. Знаете, есть такая древняя  притча: родился маленький бычок, девочка принесла его в храм. Он рос, она росла. И каждый день утром носила его в храм. А через несколько лет принесла в храм большого быка. Она не почувствовала разницы в весе. Так и мы. Это привычка. Гораздо труднее для нас  заставить леопарда идти задом. Это физиологически для него неправильно.  А у Андрея в номере он идет назад. И  это сложнее от него добиться, чем  сделать его знаменитый прыжок. Когда  зверь прыгает на дрессировщика, тот полностью ему доверяется. Что прыгнет правильно, не в лицо. А наши детки такие своенравные! Вот сегодня Пете не понравился ударник. Что он там стучит да стучит с  «неправильной стороны»?!  У вас в цирке оркестр не с той стороны находится. Петя настолько бывает иногда недоволен  оркестром,  что приходится пускать фонограмму. А что делать, «народному артисту» нужны дополнительные условия труда!

     -Есть трюки Филатовых, которые никто не повторил?

-Да, конечно.  Есть  медвежий цирк моей тети   - народной артистки Татьяны Филатовой, где свои «визитки».  Теперь аттракцион ведет и  мой брат - молодое поколение.  И мы  сохранили все «визитные карточки» деда: прыжок леопарда на дрессировщика (папа мой делал вместе с дедушкой, и муж делает), стойка медведя на   руках у дрессировщика,  в экзотической группе это «люстра» -  гирлянда из попугаев. Все звери у нас из зоопарка, кроме попугая, которого еще дедушка привез из Америки. Они живут как будто триста лет. Попугай  у нас с 1965 года, привезен взрослым. Еще ему долго жить.

 И словоохотливая Юля снова рассказывает притчу – теперь о попугае при дворе английской королевы, который переходил от поколения к поколению и жил сто сорок или даже больше лет. А потом переходит к  подробному любовному описанию своих мишек. Какая трудяга у них Маруся  - «та, что в зеленых трусах»: стойку в руках делает, крутит антипод, танцы танцует. А  Сережа  вот  полный лентяй. И то, что он кульбиты крутит, его  совсем не оправдывает. Филатовы не отвечают на вопросы типа, кто самый любимый зверь. Всех любят. Да и «детки»  не дадут выделить кого-либо – жутко ревнивые.

- Мне пришлось от них уехать по семейным делам, - рассказывает Юля. -   Вернулась – сразу пришла к леопардам. Вы не представляете, как был обижен Петя. И рожи мне строил, и язык  показывал, и задом поворачивался. И мясо мне, мол, твое не надо. Откуда приехала, туда и уезжай!

- Что же вы сделали?

- Сидела в вольере и разговаривала, пока  мы опять не привыкли друг к другу. С животными легче работать, чем с людьми.  Когда относишься к ним с душой, с пониманием, с доверием,  они отвечают тем же.

- А легко  их научить работать? Медведь – и  вдруг по проволоке ходит!

- Медведь сам по себе может ходить на задних лапах. Надо только дрессировщику внимательно наблюдать за ним – животное все подскажет само.  Машу, которая делает стойку в руках у Андрея, в  жизни не заставишь ходить по проволоке или по шарику. У нее совсем другой врожденный баланс.  А Ляля и Лиза – канатоходки.   Им с детства нравилось на чем-нибудь да повисеть.  Надо в  такой момент подкормить, погладить, поиграть, а  потом -  все усложнять и усложнять задачу. Так рождается трюк. Некоторые наши трюки готовятся от двух до пяти лет.

- А какой самый первый трюк был в вашей жизни?

- Мое первое животное – собачка породы шпиц, кличка  - Маркиза. Мы  с ней делали простейшие трюки – прыгать через колечко, танцевать вальс.  Мне было 7 лет. А первый  самостоятельный  номер у меня появился в 12 лет. Выпускалась   в цирке на Цветном бульваре, старом, деревянном. Я еще помню его запах…

                       Мистер Трюк

Дочь великого Филатова - Людмила Валентиновна  принадлежит к четвертому поколению династии  Филатовых, ведущих свой род от легендарного  Филата - вожатого мишки на ярмарке.

  Заслуженная артистка России, продолжательница славных традиций отцовской дрессуры, она передала свой номер в надежные руки - дочке и зятю. Но по-прежнему ездит с ними по всей стране -  помогает справляться с беспокойным пернатым - хвостатым хозяйством. Расспрашиваю ее о  «секретах» новой программы.

-  У вас целых три аттракциона со зверями. Почему?

- Многие животные между собой несовместимы. Обезьяны на воле ловят попугаев и выдергивают им перья из хвоста. Удавы ловят обезьян и попугаев. У нас они с детства вместе. Держим в одном помещении, приучаем друг к другу. А в аттракционе "Экзотика" показываем, чего  можно добиться дрессировкой, собирая их всех вместе. Совсем другая категория -   медведи и леопарды. Мы не можем рисковать жизнью, соединяя их в одном аттракционе. И потом, что хорошего в эклектике? Мишка в паре с маленьким попугайчиком не будет смотреться.

- Кажется, мало,  кто  берется в наших цирках выступать с леопардами? А ведь такие маленькие, красивые "кошечки"...

- Раньше считалось, что эти "кошечки" не поддаются дрессировке. Их брали для демонстрации в аттракционы, они на тумбах просто сидели. У Валентина Филатова уже были пантеры, ягуары, леопарды.  Мы сначала ввели леопардов в "Экзотику". Мой муж Валерий выезжал на лошади, за ним был леопард.  С годами  это стало сложно. Мне кажется, наши ребята сейчас на правильном пути в своей программе.

- У вас работают только   маленькие медвежата?

-Нет, это взрослые звери. Их нагрузили акробатикой в малом возрасте, и они такими остались. Как акробаты бывают  маленького роста - из-за нагрузки на ноги в детстве.

- А ваш папа как будто  бы с большими мишками работал?

- Папа был два метра ростом - медведи были два метра ростом. Один положил папе на плечи лапы - у того потом были проблемы с    позвоночником. А Миша просто по-хорошему его обнял, по-дружески.

- Вас отец тоже посвящал в цирковые артистки, как Юлю?,  Рассказывают, это произошло здесь, в саратовском цирке, когда ей было  всего 7 лет.

- Он был в Южной Америке, когда я начала выступать.. Я  выходила в номере со слонами у своих  тети и дяди. Папа  нам привез попугаев, обезьян. За два месяца мы создали с мужем прообраз будущей "Экзотики". Подготовили за два месяца и выступили 31 декабря. Папе очень понравилось.

- Почему сейчас не выступаете?

- Я больше люблю подготовительную работу, могу репетировать номер часами - я  трудяга.   Детям помогаю. Выходить на арену не очень люблю. Но стоять   за кулисами сложнее - переживаешь больше. 

-Юля не в вас?

- Юля - прирожденная циркачка. У нее есть и задор, и фантазия. Сама все придумывает. Она взяла много и от дедушки, и  от папы. Хотя в детстве говорила, что не собирается в цирк. Татьяна тоже не собиралась, моя сестра.  У нее сейчас медвежий цирк Филатовых - другая программа. Я закончила сначала техникум, не относящийся к цирковому делу институт. Мы все сюда,   в конце концов, приходим. 

- Вы тоже "не видите» пока внуков в цирке?

- Я думаю, они придут в цирк, оба творческие люди. Но сейчас течение такое: они должны получить другое образование, чтоб у них был "отход".

- «Откат»?

- Ну да.  Мише   11 лет. Он, наверное, будет коверным. Представьте, говорит  мне:  нужно   20 львов. Я выйду и буду смешить. А они будут сами у меня работать.

-Львы тоже смеяться будут. Это уже готовая реприза! Внуки не ездят с вами на гастроли?

-К счастью, в Москве у них еще бабушка и дедушка есть.  Настеньке 16 лет. Играет на флейте. Сейчас еще на гитаре учится. А мы с Таней скитались в детстве  по миру.

-Весь объехали?

- Кроме Африки и Австралии. Там табу на ввоз и вывоз обезьян и попугаев.

-Программа ваша компактная, но цельная - ни одного лишнего, случайного номера.

- Еще папа нам внушал: старайтесь придерживаться классики. В цирке должен преобладать Мистер Трюк. Не какие-то  там  "гала-шмала". Можно номер украсить как угодно. Но чтоб  были не показ, не демонстрация -  трюк. Можно и лазер, но чтоб он не преобладал.

- Да, а то потанцуют вокруг него - и все. А у вас даже ренские колеса есть - давно я их не видела.

- Сейчас этот жанр умирающий, считается тяжелым. Ренские колеса - спорт синтетический. И акробатика, и гимнастика, и искусство. Стараемся показать разножанровую  программу. Мы потихоньку делаем свое дело, не уходя в сторону. Держим уровень.

- И  марку цирка   знаменитого рода Филатовых! - договариваю  за  очень уж скромную "наследницу по прямой", которая с полными карманами угощений –  кусочки мяса, сахар, орехи (как не перепутает, кому что?!) снова устремляется к своим любимцам.

                   Интервью с улыбкой: Иван – гроза «ментов» 

Звери Филатовых - популярные кино и телезвезды. Снимались в фильмах: «Под куполом цирка», «Аргонавты, или путешествие будет веселым», «Улица разбитых фонарей».

 Обезьян Ванечка был главным героем новогодней милицейской  серии, где падишах ищет четвероногого беглеца, укравшего драгоценное кольцо. Андрей Клыков надевал форму, чтобы мог в кадре   контролировать трюки.    Нам удалось задать несколько вопросов новой телезвезде по имени Ваня:

- Как себя чувствуете в новом амплуа?

-Я привык работать на камеру – телевидение нас все время снимает.

- Были трудные моменты съемки?

-В самом начале, когда «менты» не были еще со мной знакомы.Думали одними бананами от меня отделаться! Зато потом, только в перерыве между съемками за стол сядут – первую тарелку супа мне наливают. Оценили мой талант!

- А смешные  эпизоды были на съемках?

- А як же! Для съемок на рыночной площади подготовили натуру - базарный ряд с апельсинами и бананами. Думали, я туда побегу. А на кой мне бананы? Я побежал в те ряды, где морковку дают. Пришлось оператору на ходу перестраиваться.

-   Любите морковку?

- Еще бы! И орехи еще.

--Есть самый любимый трюк в цирке?

-Любой готов исполнить, лишь бы морковку давали!

( Актеру Ване помогали ответить Юлия и Людмила Филатовы)       

 

Новую программу легендарный цирк Филатова откатал  легко и красиво. Действительно, ничего лишнего.  Мило танцующие девушки в прологе и эпилоге. Мощные прыжки и рывки внутри крутящейся  и мчащейся окружности (акробаты Флюси Подгорной). Изысканная дама на белоснежной лошади в сопровождении изящных собачек (Ирина Асатурян). Клоун-«иллюзионист» с манерами аристократа (Энвар Шамшадинов). И, конечно же, звери, звери и звери Филатовых и Андрея Клыкова, которые у них так похожи на людей, выделывающие на манеже небывалые трюки. Стоило ждать эту программу целый год, пока она доедет к нам с Дальнего Востока.  Есть чего посмотреть.