Коммунальные дебаты

 

Как приручить жилищно-коммунальное хозяйство собственного дома и избежать лишних трат на его управление? За какую управляющую компанию отдать свой голос, чтобы своевременно получать должное обслуживание?

 

Крупные строительные компании, которые твердо стоят на ногах, сегодня стремятся развивать еще одно направление деятельности – управление собственными жилыми объектами после их сдачи в эксплуатацию. Как отмечают эксперты, эта тенденция может стать оптимальным вариантом при обслуживании жилого комплекса. Застройщик, зная все особенности конкретного объекта, может вовремя устранять неполадки и улучшать качество жилья, возлагаю на себя всю ответственность. Самим жильцам в случае чего не придется куда-то бежать в поисках виноватых. Пока, к сожалению, подобное направление развивают единицы компаний, поэтому нынешним собственникам жилья приходится привлекать управляющие компании со стороны, которые, как показывает практика, необходимо подвергать тщательной проверке и лицензированию.

 

Собственники жилья в многоквартирных домах уже 1 мая 2008 года будут обязаны выбрать управляющую компанию (УК). Если жильцы не определятся до этого момента, за дело возьмутся муниципальные органы власти - будут проводиться открытые конкурсы среди управляющих организаций. В любом случае, именно управляющие компании станут наиболее влиятельными игроками на рынке ЖКХ. Обладая широкими полномочиями (УК заключают договоры с поставщиками коммунальных услуг, с подрядчиками для проведения работ по обслуживанию жилищного фонда, осуществляют всю отчетно-сметную документацию), они в скором времени заменят собой привычные и известно как работающие жилищно-эксплуатационные конторы.

В связи с динамичным развитием рынка частных услуг ЖКХ актуальной становится проблема выбора жильцами организации для оптимального управления своим домом. Сегодня на саратовском рынке свои услуги предлагают около 30 управляющих компаний. С одной стороны, «неопределившимся» со способом управления своим домом собственникам это должно внушать некий оптимизм – по крайней мере, выбор достаточно широкий. Но, с другой стороны, количественные показатели – не признак добросовестности, и среди качественно работающих, честных организаций есть немало аферистов, занимающихся сбором денег с доверчивых жильцов. Кстати, этому явлению поспособствовала отмена в 2003 году обязательного государственного лицензирования услуг ЖКХ, а также отсутствие объективной и общедоступной информации о деятельности той или иной управляющей организации. Порой, и элементарная лень, нежелание жильцов нести ответственность за свое жилье, в чем-то разбираться, кого-то контролировать, благоприятствует появлению на рынке ЖКХ управдомов-мошенников. Это, в свою очередь, негативно влияет на репутацию серьезных компаний долгосрочными намерениями.

Кроме того, по сей день непонятен и механизм контроля за работой частных УК: отсутствует лицензирование или иной принцип отбора профессиональных управляющих, не утверждены критерии, по которым могут оцениваться результаты работы УК, не разработаны типовые договоры, нет понятной для всех тарифной сетки. Нет ничего, на что собственники домов могли бы опереться при выстраивании отношений с управляющей компанией. У людей практически отсутствует информация и о самих УК, и о реформе. «За кого я буду голосовать при выборе управляющей компании? – вопрошает житель одного из домов центральной улицы Саратова. – Конечно же, за команду профессиональных слесарей, сантехников, дворников и т.д. Мне безразлично, кто там бухгалтер или менеджер и даже руководитель этой компании. Для меня, как для собственника жилья, важны два фактора – качественный ремонт и разумная плата».

Как рассказал корреспонденту «Сейчас. Регион 64» директор филиала по Приволжскому округу ФГУ «Федеральный лицензионный центр при Росстрое» и НП «Союз строителей» Саратовской области Владимир Константинов, в перечне строительных работ, подвергающихся обязательному лицензированию, есть услуги, оказываемые в том числе и при обслуживании жилых домов. Так, например, на все кровельные и отделочные работы, благоустройство территории (устройство проездов, пешеходных переходов, озеленение), устройство полов, все работы по установке внутренних инженерных систем и оборудования (тепловых, водопроводных, канализационных и газовых систем) необходимо получать лицензию и постоянно ее продлевать. К тому же, для того чтобы обеспечивать качественный ремонт и должное обслуживание в штате у управляющей компании должен состоять действительно целый штаб профессионалов жилищно-коммунальной сферы, труд которых должен оплачиваться соответствующе – а это значимая статья расхода.

Однако большинство управляющих компаний нашли так называемые обходные пути: они просто становятся посредниками между жильцами и теми, кто оказывает необходимые услуги. Но возникает вопрос: насколько это выгодно самим жильцам? А эту «выгоду» очень легко просчитать. Из перечисленной одним жильцом 1 000 рублей на счет УК за услуги ровно 20% уходит государству – ведь труд привлеченных со стороны специалистов оплачивается с НДС, а 20% - самой УК за то, что нашли и привлекли. В итоге мы получаем обслуживание жилого фонда не на положенную тысячу рублей, а всего на 640 рублей. К тому же, при аварийных ситуациях такие управляющие компании вряд ли смогут обеспечить своевременную помощь.

Если население при выборе управляющей компании предпочтет ту, которая имеет лицензию, что оно получит в результате? Во-первых, снижение темпов роста тарифов на услуги ЖКХ, во-вторых, защитит себя от недобросовестных предпринимателей, в-третьих, возможность проведения независимой экспертизы в случае ЧП или аварии, в-четвертых, появится право выбора управляющей компании (УК). Так что для населения добровольная сертификация предприятий ЖКХ — абсолютное благо. Что же до самих предприятий, имея сертификат, они обязаны будут улучшать качество работ и услуг, сокращать издержки производства, повышать ответственность за работу, свой статус и рейтинг и модернизировать основные средства для поэтапного повышения качества оказываемых услуг. Иначе они просто не будут востребованы населением и, следовательно, станут неконкурентоспособными. Ведь зарубежные УК вполне заинтересованы в приходе на наш рынок.

Кстати, в Саратове есть положительные примеры управления не только отдельно стоящим домом, но и целыми жилыми кварталами, правда, не управляющими компаниями, а организациями-застройщиками. Так, в поселке Мирный организация-застройщик, возглавляет которую Макс Лунц, после сдачи дома в эксплуатацию продолжает и его дальнейшее обслуживание, что значительно улучшает и состояние домов, и сокращает расходы самих жильцов.

Как отмечают эксперты, нынешние собственники жилья не особо активно проявляют интерес к вопросам жилищно-коммунального хозяйства, только по мере крайней необходимости. Однако такое нежелание вникать в подробности может обойтись самим собственникам жилья в кругленькую сумму. Именно поэтому прежде чем доверить свое жилье какой-либо компании, надо выяснить, как она будет обеспечивать коммунальное обслуживание.