«Сигнал» в космос

Основные достижения современного авиаприборостроения во многом обязаны саратовской земле — именно в нашем регионе были разработаны и внедрены уникальные приборы, без которых ни один летательный аппарат не смог бы подняться в небо, а тем более покорить космическое пространство. Так, энгельсское приборостроительное объединение «Сигнал» более пятидесяти лет является головным поставщиком приборов и систем для измерения давления на всех серийных и опытных двигателях, самолетах, вертолетах, ракетах и космических объектах.

«Более 30 приборов нашего производства установлено на каждом ракетоносителе, а военная и гражданская авиация использует на каждом летательном аппарате более ста агрегатов, изготовленных на ЭПО «Сигнал»,  — рассказывает Сергей Мукин, начальник серийно-конструкторского отдела ЭПО «Сигнал».

 

Сохраняя традиции авиации 


История ЭПО «Сигнал» связана с возникновением отрасли отечественного авиаприборостроения. Свою родословную «Сигнал» ведет от московского завода «Авиаприбор», у истоков рождения которого стояли шеф российской авиации Великий князь Александр Михайлович, директор Главной физической обсерватории академик князь Б.Б. Галицин и молодой ученый А.А. Фридман. Предыстория завода, на базе которого образовано ЭПО, начиналась в Киеве, где в 1916 году была создана Центральная аэронавигационная станция с мастерскими для ремонта приборов. В мае 1917 начались работы по строительству завода. В 1935 году постановлением ЦИК СССР заводу было присвоено имя Серго Орджоникидзе. К 1940 году завод был основным предприятием страны по производству авиационных приборов, так как он выпускал от 80 до 100% номенклатуры авиационных приборов, изготовляемых в стране. На протяжении нескольких десятилетий основной продукцией предприятия были датчики и сигнализаторы давления, датчики обратной связи, термометры и другие изделия, применяемые в авиаприборостроении. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 г. завод награжден орденом Ленина. В 1949 г. основной завод перебазировался в Саратов, а в Энгельсе остался филиал, и как самостоятельное предприятие ЭПО «Сигнал» стал работать с 1 июля 1951 года.
Высокие комплексные технические характеристики выпускаемых приборов, их гарантированное качество позволили применять приборы энгельсского завода на новых авиационных двигателях ПС-90А2, НК-93, ВК-2500 и других, а также на новых самолетах Бе-200, ТУ-204, ТУ-214, ТУ-334, Ан-140, Ил-96, Ил-114, вертолетах Ми-34, Ка-226, ракетах «Ангара», международной космической станции MKS, во многоразовой ракетно-космической системе «Энергия-Буран» и других летательных аппаратах. Приборы ЭПО «Сигнал» хорошо зарекомендовали себя при их применении в составе наземных энергетических установок, производимых АО «Авиадвигатель» (Пермь), ФГУП МПП «Салют» (Москва), ОАО «НПО «Сатурн» (Рыбинск).


Разработки ЭПО «Сигнал» для знаменитого комплекса «Энергия-Буран» позволили в 80-е годы совершить настоящий технологический прорыв: тогда, как и 12 апреля 1961 года, нам снова удалось обогнать американцев. «На этом комплексе проводилось порядка 12 тысяч измерений — ускорения, давления, температуры в процессе полета. Информация с них через радиотелеметрическую станцию передавалась на Землю и отслеживалась. Наших приборов там было около 2,5 тысяч. Точность деталей была настолько высока, что они могли работать в жестких условиях космоса без специальной смазки. Во время перестройки этот проект был лишен финансирования, а ведь эти приборы на класс точнее и надежнее тех, которые использует современная промышленность», — рассказывает Сергей Мукин, начальник серийно-конструкторского отдела ЭПО «Сигнал».
Приборы ЭПО «Сигнал» обладают высокой надежностью, имеют многомиллионную среднюю наработку на отказ и гарантийные сроки эксплуатации от 12 до 17 лет. «Наши приборы могут эксплуатироваться без переаттестации метрологических характеристик на протяжении всего гарантийного срока по принципу «поставил забыл», — говорит Сергей Иванович.  
Сегодня продукция ЭПО «Сигнал» в составе изделий через Рособоронэкспорт поставляется в Индию, Китай, Малайзию, Венесуэлу. В прошлом году с авиасалона «МАКС-2007» Ил-96-300, оснащенный приборами энгельсского завода, сразу улетел на Кубу. Кстати, сегодня завод не может пожаловаться на недостаток госзаказа — экспортная политика государства по развитию поставок вооружения обеспечивает работой предприятие на долгие годы. «Много заказов поступает от авиаремонтных заводов. Ведь срок службы самолета — 20-30 лет, а детали изнашиваются гораздо быстрее, поэтому мы очень активно сотрудничаем с подобными предприятиями».


За долгие годы работы специалистам завода удалось овладеть передовыми авиакосмическими технологиями, это: автоматизированное проектирование конструкторской и технологической документации, cals-технология, прецизионное литье, горячая и холодная штамповка и многое другое. Внедрено и технологическое ноу-хау завода — ускоренное «старение» упругих чувствительных элементов и приборов для реальной оценки надежности приборов в эксплуатации. Предприятие по последнему слову оснащено современными токарно-фрезерными обрабатывающими центрами и токарно-револьверными станками с приводным инструментом.


Техническое перевооружение позволило значительно сократить время подготовки производства, исключить ошибки «ручного» проектирования и обеспечить высокую гибкость производственной системы. «Под контролем наших приборов находится не только уровень воды, кондиционирование салона самолета, но и вся работа двигателя — сердце любого летательного аппарата. Например, мы производим приборы для систем предварения помпажа турбореактивных двигателей и сигнализаторы засорения фильтроэлементов топливных и масляных фильтров. Благодаря этим установкам удается предотвращать разрушение двигателей и катастрофы, — отмечает Виталий Раков, главный конструктор по приборной продукции, начальник конструкторского отдела. — Поэтому в нашей работе недопустим даже малейший просчет». 

 
Предприятие постоянно совершенствует материально-техническую базу — этого требует и рыночная экономика, и разработки высокой степени ответственности. Недавно завод разработал новую калибровочную станцию. С ее помощью можно будет тестировать, а, следовательно, аттестовывать и выпускать приборы класса точности на порядок выше существующих. «Нашим специалистам удалось отладить эту установку и снабдить ее собственным программным обеспечением. Таких станций во всем мире едва наберется один десяток. Это прорыв и технологический, и метрологический», — объясняет Сергей Мукин.


Новые приоритеты — прежние принципы


Тяжелый кризис 90-х годов, вызванный развалом страны, вынудил многие предприятия уйти с экономической арены, особенно трудно пришлось тем, кого заказом обеспечивало государство. ЭПО «Сигнал» — счастливое исключение, не сломало завод даже то, что с приходом новой идеологии разоружения он потерял до 60% объема выпускаемой продукции. Сохранить производственный потенциал и опытных специалистов удалось во многом благодаря тем, кто стоял у руля — в то время заводом руководил Владимир Петрович Никонов.


В 1993 году предприятие акционировалось в ОАО «Сигнал» и освоило выпуск газовой продукции, способной успешно конкурировать на российском рынке. Благо у предприятия был накоплен огромный технологический и научный опыт, который и помог освоить это перспективное направление. Сегодня завод поставляет более 80 наименований газового оборудования — газовые счетчики, регуляторы давления газа и многое другое. Все газовое оснащение разработано с учетом климатических особенностей России и имеет длительный срок службы, поэтому пользуется высоким спросом во всех регионах страны. Причем спектр потребителей — от владельца квартиры или частного дома до газовых служб крупных предприятий, муниципальных образований, районов. Большое внимание на предприятии уделяется высокой измерительной точности выпускаемого оборудования, что позволяет ему работать в рамках программы энергосбережения. Качество продукции завода признано на российском уровне — «Сигнал», первое среди предприятий муниципалитета, стал дипломантом конкурса «100 лучших товаров России» в 2004 году.
Активно работает ЭПО «Сигнал» и в отечественном автомобилестроении. Более 100 тысяч датчиков ежемесячно поставляется на ВАЗ и его дочерние компании,
КамАЗ, ДААЗ. Работа в конвейерном режиме сколь сложна, столь и почетна. Высокое качество автомобильных датчиков «Сигнал» подтверждается бесперебойной работой 11 российских конвейеров. Новаторские достижения завода в производстве оборудования и комплектующих для автомобилей отмечены дипломами специализированных автомобильных выставок.


Опыт ветеранов и энтузиазм молодых ЭПО «Сигнал» — градо­образующее предприятие. От его благополучного функционирования зависит социальная стабильность целого поселка, поскольку на заводе трудятся более четырех тысяч человек. На заводе более — 25 трудовых династий — от дедов до внуков. Именно поэтому социальную политику завод ставит во главу угла — полный соцпакет, оплачиваемые отпуска, летний отдых на турбазе «Горизонт», поддержка ветеранов и молодых специалистов. Только в прошлом году от 30% до 50 % была увеличена зарплата каждого сотрудника предприятия.


«У нас не бывает дефицита молодых кадров — больше месяца вакансия не пустует. Могу сказать, что молодежи интересно у нас работать: мы максимально оснащаем каждое рабочее место всей необходимой компьютерной техникой, даем возможность самореализоваться. В этом наши интересы с молодыми совпадают — они приобретают навыки и выполняют сложную, ответственную работу, а мы готовим себе достойную замену», — говорит Сергей Мукин. На «Сигнале» ежегодно проходят практику более 200 студентов профучилищ и лицеев, профильных техникумов и вузов. Порядка 20% бывших практикантов возвращаются сюда в качестве штатных специалистов. Кстати, для подготовки достойной смены на предприятии создан особый отдел по развитию персонала, где анализируется вся информация о сотрудниках, для каждого разрабатывается собственная программа карьерного роста.


Многие молодые конструкторы сегодня работают в научно-техническом центре «Сигнал», где проводится модернизация серийных, проверенных массовой многолетней эксплуатацией приборов с целью повышения их метрологических характеристик, а также выполняются новые разработки. НТЦ был создан всего четыре года назад, и уже стал своеобразным «мозговым» центром предприятия. Здесь молодым специалистам доверяют курирование большинства перспективных проектов.


Особенно чтят на предприятии память ветеранов: ветеранская организация — одна из самых сильных в городе. «Когда велась разработка приборов для комплекса «Буран-Энергия», на заводе работала мощная команда единомышленников конструкторов и инженеров, которая заложила основу на десятки лет вперед. Это — Василий Аристархович Шипулин, Леонид Александрович Фойгель, Николай Григорьевич Бирюков, Владимир Петрович  Никонов, Алла Михайловна Клейменова, Тамара Николаевна Такаева, Юрий Михайлович Шевченко, Иван Владимирович Гречко и многие другие специалисты, награжденные государственными наградами», — рассказывает Сергей Иванович.
Поддержка юного поколения и инвестиции в молодежь — одно из главных направлений в социальной политике предприятия. На предприятии регулярно проводятся школьные олимпиады, экскурсии, финансовая поддержка талантливой молодежи и детей-инвалидов. В составе объединения действует благотворительный фонд «Наша жизнь», который поддерживает различные инициативы, исходящие от жителей, учреждений и организаций Приволжского муниципального образования. В 2006 году Благотворительный фонд выдал «путевку в жизнь» трем общественно-полезным проектам — «Здоровый малыш», «Я в мире — мир во мне», «Активный в спорте — активен в жизни». Кстати, своими спортивными достижениями «Сигнала» может по праву гордиться — предприятие постоянно организовывает местные турниры для детей по дворовому футболу и стритболу, а коллектив завода традиционно занимает призовые места во всевозможных областных соревнованиях.
Все спортивные кубки и награды, а также памятные подарки и уникальные исторические экспонаты, фотографии и раритетные приборы бережно хранятся в музее истории ЭПО «Сигнал». В нынешнем году музей будет принимать Саратовские областные Гагаринские чтения, почетными гостями которых станут летчики-космонавты. «Нашему музею уже 17 лет, — рассказывает директор музея Татьяна Ларина. — И это единственный действующий заводской музей в Энгельсе».


В будущее заводчане смотрят с оптимизмом: все самые трудные времена позади, а настоящее — прочное и устойчивое. Сегодня предприятие — среди лидеров, от его успешного развития зависит экономическое благополучие не только Приволжского поселка, но и Энгельса, и в целом всей Саратовской области. «Завод ставит перед собой реальные задачи, важнейшая из которых — обеспечить достойную жизнь своим сотрудникам», — заключает директор ЭПО «Сигнал» Евгений Петрович Юрьев.