Космические корни

История развития мировой космонавтики знает период развития, когда широкий популярный интерес к этому направлению исследовательской деятельности человечества приобретал все большее количество поклонников. Тогда всем было интересно, кто же сделает больше в направлении освоения космоса, какие новые технические идеи и философские идеи, связанные с этим процессом, завладеют умами глобально. На том этапе было не то чтобы сотрудничество, но хороший информационный обмен, и люди знали, где что творится. Со временем, приобретая статус стратегической отрасли, космос, как и «оборонка» вообще, стали закрытыми, и мы с трудом себе представляли, благодаря кому долгие годы удерживалось мировое лидерство страны в космической отрасли.О саратовском вкладе в освоение околоземного пространства в канун Дня космонавтики мы беседуем с Александром Никоновым, министром промышленности и энергетики Саратовской области.

— Оборонка — тема закрытая, поэтому далеко не всем известен вклад предприятий Саратовского региона в развитие технической базы советской космической программы. Например, нам известен факт, что ваш родитель Владимир Петрович Никонов, еще до того, как стал директором ПО «Сигнал», внес весомый вклад в разработку — выпуск серии уникальных датчиков для авиационно-космической техники, которые по характеристикам и надежности превосходят «Шатловские». Хотелось получить из официальных уст подтверждение того, что «на слуху»: кто из саратовцев вносил свою лепту в историю отечественной космонавтики? — Для нас, жителей Саратовской области, все, что связано с космосом, очень дорого. Именно здесь были созданы одни из первых предприятий, которые работают на космос до сих пор, именно здесь благополучно завершился полет первого космонавта Юрия Гагарина и второго космонавта Германа Титова. Своим интеллектом, трудом наши земляки — ученые, специалисты — продолжили и реализовали разработки К.Э.Циолковского, воплотили в жизнь изобретения С.П.Королева и сегодня способствуют тому, чтобы Россия была надежно прикрыта ракетно-космическим щитом и в перспективе могла отправить во Вселенную новые звездные экспедиции. Эти люди работали и работают на таких предприятиях, как ФГУП ПО «Корпус», ООО «ЭПО «Сигнал», ОАО ЭОКБ «Сигнал им.Глухарева», ФГУП НПП «Алмаз» и другие. Системы управления космическими кораблями, на которых летал Юрий Гагарин, Герман Титов и другие космонавты, были созданы на производственном объединении «Корпус». В годы первого полета человека в космос возглавлял предприятие Борис Владимирович Бальмонт. Сегодня продолжают его дело генеральный директор, главный конструктор предприятия Нахов Сергей Федорович, начальник конструкторского бюро заместитель главного конструктора Дубовской Виктор Сергеевич, заместитель главного инженера Беседин Юрий Михайлович, начальник цеха Гуленко Игорь Маркиянович. Большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, завершившихся разработкой и освоением производства сложнейших приборов, проведен сотрудниками ФГУП НПП «Алмаз». Организаторами и руководителями работ космического направления были первый директор предприятия (тогда НИИ «Волна») Алексинский Рюрик Михайлович, научный руководитель предприятия Роговин Игорь Ефимович, генеральный директор предприятия Радюк Олег Михайлович, научный руководитель направления и главный конструктор ламп бегущей волны Милютин Дмитрий Давыдович. Кстати, последний и сегодня трудится на ФГУП НПП «Алмаз». Большой вклад в развитие космического приборостроения на предприятии за десятилетия работы внесли главные конструкторы Борский Борис Андреевич и Шалаев Павел Данилович. Основной объем работ по разработке и освоению приборов для космической техники был осуществлен на предприятии ЭПО «Сигнал» под руководством Шипулина Василия Аристарховича, который возглавлял предприятие с 1957 по 1985 годы. В это время Александром Ивановичем Глухаревым были спроектированы и пущены в производство датчики давления, используемые в космонавтике и авиастроении. Непосредственное участие в этих работах принимал нынешний главный конструктор ООО ЭПО «Сигнал» Виталий Алексеевич Раков. Специалисты, которые сегодня работают по космической тематике на ЭПО «Сигнал», это Иван Владимирович Гречко, Татьяна Федоровна Руденко, Виктор Михайлович Кондрашкин и другие. Людей, причастных к освоению космоса, очень много, перечислить их всех невозможно, но каждый этого заслуживает, т.к. благодаря их высококвалифицированному и кропотливому труду наша страна является безусловным лидером в космической отрасли. — А кого хотелось бы персонально отметить и поздравить с приближающимся Днем космонавтики? — Отдельно хотелось бы отметить людей, которые проводят большую работу по пропаганде наших космических достижений и патриотическому воспитанию молодежи. Это Калашников Виктор Александрович, Россошанская Александра Васильевна, Ковляр Валерий Иванович, Ениленис Игорь Станиславович, Калядин Владимир Андреевич, Майстренко Владимир Александрович, Шматов Анатолий Петрович, Бесчастнов Алексей Павлович, Белоглазова Александра Борисовна, Буцких Василий Васильевич, Жаворонский Анатолий Иванович, Зайцев Василий Александрович, Молочков Владимир Александрович, Терещенко Анна Михайловна и многие другие уважаемые люди, благодаря которым молодому поколению передается надежда на покорение космоса и гордость за Родину. Благодаря этим людям сегодня в области существует сильное гагаринское движение. — Развал СССР, период трансформации экономики негативно сказался на космическом потенциале России. Насколько эта «невольная» конверсия и свертывание многих производств делают проблематичным технолого-инновационное возрождение саратовского региона? — Космическая промышленность относится к тем отраслям, развитие которых напрямую определяется государством. К сожалению, было время, когда финансирование Федеральной космической программы России имело отрицательную динамику. Предприятия ракетно-космической индустрии столкнулись с проблемой адаптации к условиям рыночной экономики. Обычной практикой стали неплатежи по правительственным госзаказам. В последние годы данную ситуацию удалось преодолеть. Сегодня отрасль вновь находится под полным патронажем государства. Яркий пример падения и возрождения отрасли в Саратовской области — это ФГУП ПО «Корпус». До 2006 года налоговая инспекция настаивала на введении конкурсного управления и ликвидации предприятия. Несмотря на это, «Корпус» достиг мирового соглашения с кредиторами, реструктуризировал задолженность и в 2007 году вошел в вертикально интегрированную структуру, ставшую гарантией развития — это ФГУП «НПЦ АП им. Пилюгина». Сегодня с Федеральным космическим агентством тесно взаимодействуют около десятка саратовским предприятий различных отраслей промышленности. Основными предприятиями, работающими на космос, являются ФГУП ПО «Корпус», ООО ЭПО «Сигнал», ОАО ЭОКБ «Сигнал» им. Глухарева, ФГУП НПП «Алмаз», предприятия, выпускающие аккумуляторную продукцию. Объем выпуска продукции для космоса на этих предприятий определяется размером госзаказа. Эти и ряд других предприятий определяют научно-произво дственный потенциал области и обладают бесценными технологиями и знаниями, применение которых возможно в таких активно развивающихся отраслях, как навигация и геодезия, связь и телевидение, экология и энергетика, здравоохранение и образование, транспорт и лесное хозяйство. — В России уже давно ведется разработка истребителей пятого поколения. Внес ли кто-то из саратовских предприятий свой вклад в данные разработки? — Задачи, стоящие сегодня перед предприятиями авиасторения области, весьма широки. Во-первых — это работа по модернизации существующего авиа-парка. Модернизация самолета и вертолета предполагает в первую очередь замену электронного оборудования. Большинство самолетов, стоящих сегодня на вооружении российских ВВС, оснащены полуцифровыми приборами, построенными в 80-х годах. Необходима их замена на высокоинтеллектуальное бортовое оборудование, производимое саратовскими предприятиями: системы электронного управления двигателями (ОАО «СЭПО», ОАО КБ «Электроприбор»); датчики манометрии (ООО ЭПО «Сигнал»); системы автоматического управления современных вертолетов «Черная акула», Ми-28НЭ и др. (ОАО «Конструкторское бюро промышленной автоматики»); навигационно-пилотажные комплексы (ОАО «Саратовский электроприборостроительный завод им. С. Орджоникидзе»), бортовые радиолокационные системы (ЗАО «НПЦ «Алмаз-Фазатрон») и т.д. Во-вторых, перед предприятиями авиастроения государством обозначен новый ориентир — создание истребителя пятого поколения. Саратовские приборостроители должны обеспечить новейшие функциональные возможности авиационной техники. Важное место в этой работе отведено ООО «СЭПО-ЗЭМ». Еще в 2006 году предприятие активно включилось в опытно-конструкторские работы по созданию перспективных авиационных двигателей для самолетов «СУ» на уровне Госзаказа. Поэтому вполне естественно и заслуженно вхождение «СЭПО-ЗЭМ» с КБ «Электроприбор» в Технический комплект разработчиков по системам автоматического управления, двигателя пятого поколения. Это позволит и далее совершенствовать технический и интеллектуальный уровень предприятия и обеспечить загрузку производства на многие годы вперед.

 Беседовала Ольга КОВАЛЕВА