Дорога в космос

Развитие реактивной авиации и ракетно-космической техники в сороковых-пятидесятых годах прошлого столетия привело к созданию многих новых предприятий и опытно-конструкторских бюро. В их числе — ОАО «Энгельсское опытно-конструкторское бюро «Сигнал» им. А.И. Глухарева», основанное в мае 1954 года как филиал Государственного Союзного ОКБ им. С. Орджоникидзе при Энгельсском приборостроительном заводе. ОКБ разрабатывало и поставляло новые приборы для всех объектов конструкторского бюро С.П. Королева, в том числе и для пилотируемого корабля «Восток», на котором совершил свой первый полет Юрий Гагарин. В 1962 году энгельс­ский филиал преобразуется в самостоятельное ОКБ и назначается головным в авиационной промышленности по разработке малогабаритных приборов давления для авиационной и ракетно-космической техники. Достойно участвовать в решении такой важной задачи, как создание авиации нового поколения, предприятию удается и по сей день.
На протяжении долгих лет ЭОКБ «Сигнал» им. А.И. Глухарева было закрытым предприятием, в Саратове и области об энгельсском ОКБ знают немногие. Однако те, кто применяют его продукцию, отзываются о нем с непременным уважением, для них он — гарант качества и надежности. Ведь продукция, разрабатываемая и выпускаемая на этом предприятии, своего рода — «органы чувств» каждого летательного аппарата, которые информируют летчика, инженера о том, как работает та или иная система.
«Наше предприятие — это, прежде всего, опытно-конструкторское бюро, главной задачей которого всегда была разработка продукции, и аналогов нашему КБ в России нет», — подчеркивает генеральный директор ОАО ЭОКБ «Сигнал» Владимир Архипов.
Сегодня предприятие разрабатывает и производит датчики, сигнализаторы и манометры для измерения избыточных и абсолютных давлений, высокоточные системы для измерения давлений по тракту авиационных газотурбинных двигателей, противопомпажные системы для автоматики двигателей, системы индикации параметров жизнеобеспечения, измерители режимов газотурбинных двигателей и многое другое. Они также участвуют в обеспечении полетов космических кораблей, жизнеобеспечении космонавтов на орбитальной станции, пусках ракетоносителей, а также в работе наземных энергетических установок и т.д. «Вне зависимости от того, где применяются наши изделия, важно, что мы все делаем одно дело, необычайно важное в смысле обороноспособности, могущества государства, и хотелось бы, чтобы государство уделяло больше внимания деятельности тех предприятий, которые эту обороноспособность укрепляют», — говорит Владимир Архипов.

Эпоха Главного конструктора А.И. Глухарева


Энгельсское ОКБ не случайно носит имя выдающегося конструктора Александра Ивановича Глухарева. В 1954 году именно на его плечи была возложена ответственность по созданию уникального предприятия, которое бы смогло осуществить все амбициозные задачи отечественного авиаприборостроения. Филиал Государственного союзного опытно-конструкторского бюро № 213 имени Орджоникидзе быстро набирал опыт и вскоре занял достойное место среди создателей летательных аппаратов нового поколения. Безусловной заслугой и прозорливостью Александра Глухарева является то, что большинство разработанных по его идеям конструкций были приняты за базовые при разработке унифицированных рядов и в последующих разработках модификаций и даже новых приборов.
Именно в те годы сформировалась научная школа «Сигнала», объединившая коллектив единомышленников, создающих надежные приборы и системы измерения давления. Опытом работников, стоявших у истоков формирования ОКБ — Л.А. Фойгеля, Б.П. Хватова, В.Ф. Сердюченко, К.В. Захарова, Е.И. Сушинкина, В.М. Перевезенцева, И.А. Бутенко, Э.З. Аршанской, творчески овладевали такие специалисты, как: В.Н. Фролов, А.П. Щеренко, В.А. Раков, В.Н. Шутас, В.В. Лобачев,
Н.А. Гончаров и др. Их оригинальные теоретические и технические предложения, практические решения и изобретения позволили ускорить разработку новых приборов.
Большой вклад ОКБ внесло в выполнение отечественной лунной программы. Были разработаны строенные сигнализаторы давления для управления давлением в баках ракеты, баллонах с азотом и других системах; созданы высокоточные многоконтактные датчики обратной связи (по давлению) для систем управления режимами работы основного и резервного двигателей лунного корабля, которые должны были обеспечить мягкую посадку корабля на поверхность Луны и взлет.
Разработаны два прибора и для космического скафандра «Орлан». Один — комбинированный, состоял из двухканального датчика давления и одноканального сигнализатора аварийного остатка кислорода в основном баллоне. Второй прибор — миниатюрный прямопоказывающий манометр кислорода, который устанавливался на баллоне аварийного запаса кислорода.
Особая глава в истории предприятия — создание приборов для космической промышленности. Во второй половине семидесятых годов для отечественной многоразовой транспортной ракетно-космической системы «Энергия-Буран» ОКБ поручили разработку комплекса приборов, измеряющих давление для ракеты-носителя, орбитального самолета и всех типов двигателей.
Проверенные эксплуатацией и новые оригинальные технические решения позволили выполнить приборы в малых габаритах, сделать их очень легкими, устойчивыми к жестким механическим воздействиям, действию низких и высоких температур с ресурсом работы на орбитальном самолете «Буран» в течение 40 000 часов.
Впервые в отечественной промышленности были разработаны миниатюрные бортовые приборы для измерения давления жидкого водорода, что потребовало большого объема научно-исследовательских работ со специализированными институтами, лабораторных и стендовых испытаний. Разработка всего комплекса приборов была выполнена в виде унифицированных рядов, включающих в себя более 170 типоразмеров изделий.
Кроме штатных приборов для установки на орбитальном самолете «Буран» и ракетоносителе «Энергия», предприятием были разработаны две многоканальные системы измерения давления для стендовых и летных испытаний отдельных систем самолета. Одна система предназначалась для записи пульсаций давления и переходных процессов в гидравлических системах, а другая — для записи пульсационной составляющей давления воздуха на входе в двигатели; всего на на ракетно-космическом комплексе «Энергия-Буран» было установлено около 2500 приборов разработки ЭОКБ «Сигнал».
Среди заслуг гениального конструктора Александра Глухарева не только десятки изобретений и успешное развитие ОКБ. Благодаря его усилиям были заложены истоки доброжелательной, творческой атмосферы в коллективе, которая сохраняется и сегодня.

 

«ДИМЭС» — фирменный знак


В 1992 году предприятие вышло из ЭПО «Сигнал», а в 1994 году акционировалось в АООТ «ДИМЭС», что означало аббревиатуру из первых букв слов: «Датчики, Индикаторы, Манометры, Электронные системы, Сигнализаторы». После всех болезненных реорганизаций главной задачей руководства было не допустить развала коллектива, не дать остановиться научному поиску, сохранить уникальный конструкторский состав. Понимая, что больших объемов теперь не будет, Равиль Мухомодьяров, который возглавлял ОКБ с 1996 года, на базе опытного производства организовал малосерийное производство. Это решение оказалось верным — на новых основах стали строиться отношения с заказчиками, постоянно велась работа над модернизацией выпускаемой продукции, основной упор делался на качество продукции.

Достойный вклад в национальную безопасность


В конце 90-х годов для международной космической станции (МКС) «Альфа» предприятием были разработаны датчики, предназначенные для измерения перепада давления на насосах, перекачивающих теплоноситель (аммиак) в системе жизнеобеспечения станции.
В эти годы ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» приступила к созданию космических спутников связи. Для этих спутников энгельсское предприятие модернизировало сдвоенный датчик избыточного давления, обеспечив его длительную работу при измерении давления паров щелочного аккумулятора. По сигналу датчика осуществлялась автоматическая подзарядка аккумуляторов от солнечной батареи. По заданиям РКК «Энергия» и НПО «Энергомаш» в этот же период для повышения эксплуатационной надежности предприятием была проведена модернизация датчиков абсолютного давления, датчиков избыточного давления, сдвоенных датчиков избыточного давления, ранее разработанных для ракетно-космической системы «Энергия-Буран» и корабля «Восток».
Над созданием приборов измерения давления для космических объектов слаженно работал и продолжает работать в настоящее время весь коллектив ОКБ — конструкторы, технологи, рабочие механического и сборочного цехов, работники контрольно-испытательной станции и многие другие.

Стабильность сегодня — уверенность в завтрашнем дне


 С 2005 года предприятие приступило к полномасштабной подготовке к серийному выпуску разработанных ранее и вновь разрабатываемых изделий.
Профиль ОКБ «Сигнал» с годами не изменился, и это — действительно, заслуга предприятия. Доля продукции в общем объёме ОКБ для ОПК составляет 98 процентов, в том числе более 10 процентов — научные разработки.
ОАО ЭОКБ «Сигнал»» им. А.И. Глухарева — высокорентабельное, прибыльное предприятие, имеет устойчивые экономические показатели. Это позволяет высокими темпами осуществлять капитальный ремонт основного производственного корпуса и проводить техническое перевооружение производства, испытательной и метрологической баз, а также вводить новые мощности посредством капитального строительства. На предприятии внедряются комплексные решения по автоматизации конструкторско-технологической подготовки произвосдтва на единой информационной платформе системы технического документооборота и ведения состава изделия на базе программных прордуктов T-FLEX CAD/CAM/CAE/CAPP/PDM с последующим внедрением системы управления производством (ERP) и ее интеграцией с T-FLEX PDM. Весь комплекс мероприятий в совокупности позволяет постоянно и планомерно увеличивать капитализацию бизнеса.
В настоящее время приборная продукция ОКБ применяется более чем на 9 700 объектах и их модификации авиационной, ракетно-космической и другой техники оборонного и гражданского назначения. Специально разработанными приборами оснащены современные подводные лодки, суда на подвод­ных крыльях, танки, тепловозы и т.д.
Обеспечение устойчивого развития предприятия требует непрерывного поиска новых и расширения старых рынков сбыта продукции, считает генеральный директор В.Г. Архипов.
В рамках этой концепции ОКБ разработало и провело успешные испытания комплекта датчиков для газоперекачивающего оборудования. На днях предприятием получена лицензия на право конструирования оборудования для атомных станций. В рамках II инновационного форума Росатома согласована необходимая номенклатура датчиков для новых АЭС. Космический опыт позволяет сегодня успешно осваивать новые рынки.
Свое будущее предприятие видит в создании традиционной продукции для отраслей ОПК и гражданской продукции для малой энергетики, ЖКХ, автомобильного транспорта, атомных станций, нефтегазового комплекса и других отраслей народного хозяйства.
Высокая квалификация сотрудников, уникальное испытательное и метрологическое оборудование достаточные производственные мощности позволяют предприятию принимать к исполнению заказы по выпуску нашей традиционной продукции, а также проектировать и внедрять в производство датчиковую аппаратуру, необходимую для создания новых объектов различного назначения.