Бюро бесценных идей и находок

Образованное буквально за месяц до начала Великой Отечественной войны оно, безусловно, внесло свой весомый интеллектуальный вклад в разгром технически оснащенного противника. В поле деятельности КБ — «умная» электроника летательных аппаратов. Наивысшим достижением является разработка и внедрение вспомогательной силовой установки МКС «Буран». Посадка «Бурана» в режиме автоматического дистанционного управления — непосредственная заслуга творческого коллектива «КБ Электроприбор». Сегодня, в преддверии Дня Космонавтики, мы беседуем с генеральным директором ОАО «КБ Электроприбор», кандидатом технических наук Виталием Алексеевичем Ушаковым.

— У наших людей есть божий дар — «пальцем» просверлить дырку! Если надо, можем буквально из ничего сделать конфетку! — серьезно говорит Виталий Алексеевич. — Ничем не ограниченный, даже низкими зарплатами, полет фантазии у нас космический! Неспроста ведь первым в космос полетел наш космонавт Юрий Алексеевич Гагарин! Если англо-саксонская культура сильна в торговле, восточная — Япония, Корея, Китай… в культуре массового производства товара; то мы — в полете фантазии! В этом есть особенность нашей великой нации: она работает не по однажды кем-то заданной схеме, а ищет свой оригинальный выход к цели. 30 июня 1941 г. на территории 1,2 гектара было создано уникальное наукоемкое производство, продуктом которого и по сей день является техническая документация для заказчика, либо вместе с тем, опытные образцы, которые изготавливаются и испытываются на собственной производственной базе. Далее продукт попадает на завод, в серию. Одной из организационных находок советских времен были научно-производственные комплексы. То есть была прикладная наука, и был серийный завод. Завод — тело, а конструкторское бюро — мозг сложного производственного организма. КБ было востребовано прежним государством. В лучшие для предприятия времена на нем трудились более 1800 человек. Успешно работало свое опытное предприятие. Паритет, достигнутый во времена холодной войны, является в немалой степени заслугой «КБ Электроприбор». Сейчас, к сожалению, ситуация с заказами более сложная, чем в советские времена, но постепенно намечается некий прогресс, который позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.

В настоящее время ОАО «КБ Электроприбор» является сплоченным коллективом высококвалифицированных специалистов, которые способны буквально творить неординарные вещи в сфере прикладной науки, а также создавать конкурентоспособную продукцию для оборонной и гражданских отраслей промышленности. Высокий профессиональный уровень предприятия определяется научно-техническим советом, который включает в свой состав 5 докторов и 12 кандидатов технических наук.

В непростые для оборонки девяностые, несмотря на колоссальные потери - из 1 600 сотрудников сегодня на предприятии трудится лишь 500, тем не менее, удалось выжить и сохранить работоспособные кадры. Более того, КБ продолжает в настоящее время успешно решать сложнейшие научно-технические проблемы. В период с 2002 по 2006 годы по заказу ФГУП «ММПП Салют» на предприятии разработан ряд цифровых регуляторов КРД-99Ц для двигателя АЛ-31ФМ1, АЛ-31ФМ, которые успешно прошли государственные испытания и переданы в серийное производство. Регуляторы имеют более высокий показатель эксплутационной надежности и соответствуют требованиям комплекса стандартов «Мороз-6»; по тематике электрических машин предприятие решало за счет собственных средств вопросы импортозамещения. Были изготовлены опытные образцы стартера СТ-137 (ВСУ ТА 18/100) и система генерирования CUC-20 для самолета ЯК-130; ведется исследовательская работа по созданию нового класса двигателей, использующих высокоскоростное горение топливно-воздушных смесей. В этом направлении предприятие занимает передовые позиции. По заданию Министерства обороны РФ на предприятии разработаны методическое обеспечение и опытные образцы малоразмерных двигателей, а также лабораторная база, стендовое оборудование для них (Патент РФ №6170). Успешно проведены испытания опытных образцов, работающих на жидких и газообразных видах топлива. В направлении создания топливо-сберегающих технологий разработано аппаратное средство, обеспечивающее значительную экономию топлива в отечественных автомобильных двигателях внутреннего сгорания до 20% при одновременном кратном снижении токсичности отработанных газов. 

Предприятие имеет все необходимые лицензии на право разработки, производства и испытания оборонной продукции и техники двойного назначения. На заводе СЭПО в настоящее время работают около 8000 человек и продолжают выпускать холодильники, морозильные камеры, которые успешно конкурируют сегодня даже с импортной продукцией в категории «цена-качество», потому что они имеют практически бесконечный ресурс по надежности. Между прочим, все расчеты по теплотехнике и термодинамике проводили работники нашего КБ. Для нас это целое направление. Самое главное в том, что сохранился симбиоз науки с производством. В год конструкторское бюро передает на завод в серийное производство минимум пять-шесть изделий. В рамках развития CALS-технологий совместно с НИЦ «CALS» (г. Москва) и серийным заводом «СЭПО-ЗЭМ» (г. Саратов) на предприятии внедряется новая система управления бизнес-процессами для новых проектов.

Хорошо, что нынешний молодой менеджмент завода понимает, что если не будет КБ, то через пять лет и заводу нечего будет делать, потому что, замкнувшись на производстве текущей номенклатуры, завод вряд ли выживет в будущем. СЭПО входит в клуб миллиардеров и является одним из крупнейших налогоплательщиков области: его годовой оборот составляет порядка трех миллиардов рублей в год. Мы же являемся той интеллектуальной основой, на которой может базироваться поддержание среднесрочных и дальнесрочных производственных программ объединения. Этим во многом обьясняется тот факт, что на текущий момент завод является крупнейшим инвестором конструкторского бюро.

Конструкторское бюро гордится тем, что на нем создан первый отечественный электронный регулятор топливоподачи для авиакосмической техники. Впервые создана электронная система управления вектором тяги. Первый и единственный полет «Бурана» был обеспечен нашими конструкторами и инженерами. Специалисты, которые работают в нашем КБ, — золотое достояние нации. Чтобы из молодого специалиста подготовить инженера-конструктора, способного решать сложные задачи, нужно пятнадцать-двадцать лет.

В последнее время мы сотрудничаем с вузами Саратова, которые направляют к нам на работу толковых ребят. Очень хочется надеяться, что славные традиции нашего конструкторского бюро будут подхвачены новым талантливым поколением сегодняшней молодежи. Мы живы, полны замыслов, уверенно наращиваем интеллектуальные ресурсы, все готовы продолжать успешно работать, не хватает лишь финансового ресурса… Указом президента от 11 августа 2007 года ОАО «КБ Электроприбор» вошло в состав ИС ФГУП «НПЦ Газотурбостроения «Салют». Беседа с генеральным директором ОАО «КБ Электроприбор» Виталием Алексеевичем Ушаковым навела на следующие размышления и вопросы. Как могло случиться, что золотой фонд интеллектуальной мысли, по девять месяцев не видевший даже признаков заработной платы, в 90-е годы снова оказывается в очень непростой ситуации?!..

Когда «дружественный» военный блок вплотную подходит к границам России, кому, спрашивается, выгодно оставлять людей на «сухом пайке»: ведь провал финансирования оборонного госзаказа в I-м квартале 2008-го года ничем иным как саботажем не назовешь?!.. Нам остается лишь восхищаться разумом и патриотизмом «простых» кандидатов и докторов, которые не оставляют свой народ на произвол судьбы и продолжают искания в авиационно-космической области!