Мачо возвращаются

   До сих пор помню, как  бесподобно они  выглядели  во фраках,  эти роскошные представители мужской породы: Жан – Евгений Виноградов,  Ритон - Игорь Баголей, Браво – Алексей Зыков,  Скотт – Валерий Емельянов, Боб – Андрей Седов, Обойма -  Антон Афанасьев,   Пьеро – Дмитрий Смирнов. В спектакле академдрамы  с  непроизносимым названием «Сплендидс» (там иногда играли еще  Сергей Сосновский и Виктор Мамонов).

 

Я даже не очень помню, что происходило на сцене. Хотя что-то наверняка там происходило. «Роскошные мужчины», кажется,  были бандиты и при полном параде  бросали вызов органам правопорядка (была еще одна роскошная мужская «особь» – полицейский  Константина Милованова). Они стояли перед нами, рассыпавшись по сцене  цепью, с великолепной небрежностью царей природы. Как подарок  сильного  пола – слабому, который они делают   нам уже самим фактом своего существования.

 

Любуясь их осанкой и  аристократичными манерами,  ловила себя на крамольной мысли (тогда – крамольной), что играть нашим великолепным  «мачо»   здесь практически нечего. Да и не только здесь. Своеобразные постановки  «кузнецовского периода» театра  были очень красивы по форме, изысканы по пластике (вывозил талант главного хореографа драмы  Зыкова).  Но совсем не психологичны.  Просто  это был «другой» театр.

 

И вот нет уже на свете красавца Евгения Виноградова. Ушел в другой  саратовский театр Емельянов, переманил МХТ Сосновского, потянулись в столицу один за другим Милованов, Седов, Афанасьев, Смирнов… Мрачные времена грозили театру без мужчин «в самом расцвете сил». Но пришел  новый директор, их ровесник,   сам  - выпускник  актерского курса Беляковой. Единомышленник актеров психологической школы Юрий Кравец. Стали появляться в нашей драме интересные постановщики из Москвы, Петербурга, Калуги (Марина Глуховская,  Антон Коваленко, Александр Плетнев). Премьеры пошли чередой. И в театр потянулись талантливые сорокалетние актеры: вернулся Валерий Малинин, пришел «АТХовец» Юрий Кудинов. Не удрал в сериалы,  как следует поснимавшись,  Баголей. Не изменил драме, несмотря на разные заманчивые предложения, актер и танцовщик от Бога Зыков. Не соблазнился Америкой Мамонов. Так же блистает комедийный дар Назарова – а сейчас еще и драматический раскрылся. Когорту сорокалетних в театре пополнил  главный художник, дизайнер с именем Юрий Наместников.

 

Что же  удерживает их в театре, на  этой не самой, скажем, прибыльной работе?  Пусть они сами о себе расскажут. А мы, женщины, послушаем. Приятно же в свой, женский день послушать таких вот умных, сильных, одаренных мужчин.

                               Мольер для рыбачек и башмачников

- А вы почему не ушли на телевидение или в кино? – спрашиваюзаслуженного артиста России Игоря Баголея, главного «мачо» драмы, сыгравшего здесь множество первоклассных ролей.

 

- Ну как ответить, чтобы не впасть в пафос? Нас было двое в театре, мы сразу пришли сюда с женой. У нас не было выбора, по большому счету, мы отдавались полностью работе. И мы никогда не готовили себе отходных, запасных путей. Если бы было тогда какое-нибудь достойное предложение тогда, мы бы, наверное, ушли. 

 

-Игорь, вы  играли в телефильме «Эра Стрельца», а  в «Парижанах» сыграли вместе с  самим Ришаром. Когда же, мы, наконец, увидим на экранах этот замечательный сериал, о котором написано больше, чем о каком-либо другом? 

 

- Этого никто, увы, не знает. Какие-то трудности с демонстрацией.

  

И мы переходим к более животрепещущему разговору     - о дипломниках четы Баголеев. Несколько лет назад Игорь возглавил осиротевший актерский курс Кузнецова. Жена Любовь Воробьева у него - педагог курса. Баголеи сразу заявили о себе подбором авторов для дипломных спектаклей и оригинальной их трактовкой. Особенно всех поразил Мольер. Вместо привычно-нравоучительной комедии  они выдали…   фарс.

 

В комедии-пародии, тем более, фарсовой,   ничего не будет лишним. "Нафарширован" как следует и дипломный спектакль. Здесь и бочки с водой по бокам авансцены, где время от времени охлаждают свой пыл герои пьесы (а кое-кого туда в наказание сажают!). И удары медных тарелок, " озвучивающие" бесконечные пощечины и побои, наносимые по ходу действия. И долгополые "люди в черном" со смертельными "игрушками" наперевес. Это было бы слишком заезженно, если б не было слишком... весело. После всех зубодробительных фильмов детский автоматик никого не испугает? Следущий герой Мольера выходит на сцену в противотанковой каске с гранатометом наперевес. 

 

Не все зрители это приняли. Некоторые, особо рьяные, доказывали: «Это не Мольер!»

 

- Готов поспорить с ними, у них ложное представление о Мольере. «Дель арте» – площадной театр, а это грубый театр, не для аристократов. На площадь приходят и торговки рыбой, и ремесленники, и сапожники. Если мы надеваем на героев рюши, то это уже  в более позднем Мольере, который ставил для королевского двора, - горячо доказывает постановщик.

  

Есть еще одно название у мольеровской пьесы «Проделки Скапена»- "Скапеновы обманы". Авторы новой ее версии обманывает нас, при всей внешней грубоватости, красиво, нигде не пережимая, почти не опуская планку юмора, просто-таки не давая нам опомниться в потоке режиссерских находок и быстро меняющихся мизансцен. Разве это не театральность в лучшем смысле? В   театральном Саратове появился   еще один любопытный режиссер - постановщик. Единый в двух лицах (плюс Люба Баголей). И - талантливый учитель начинающих актеров.

                            Американская жена                               

 

Виктор Мамонов совсемнедавно получил заслуженногоартиста России.И раньше играл много, ярко, а сейчас - просто взахлеб. Актер больших страстей и больших возможностей, неожиданных поворотов, точных психологических ракурсов.  

 

- Почему вы не побежали из театра, когда был момент, что многие мужчины побежали?   -  интересуюсь и у Виктора.

 

-Но мне и тогда хватало, чего играть. Времена не выбирают, они таковы, каковы они есть. А если кто и «побежал», то потом вернулся в профессию. Смирнов сейчас учится у Петра Фоменко. Афанасьев тоже в каких-то двух московских театрах. Милованов снимается на телевидении. Сосновского пригласил в театр Табаков.

 

-Но вы не побежали дальше, не побежали в Америку, к жене. Мы знаем, что она актриса, играет там, - настаивала я.

 

-Я изначально в Америку не хотел. Не лежала душа. Так, съездить посмотреть можно.

 

-А поиграть там вместе с женой не хотелось?

 

- Была такая мысль. И когда я попытался туда съездить просто на две недели, меня посольство не пустило. Потому что им нужны доказательства, что ты там не останешься. А как ты докажешь, если у тебя там жена? Если бы я сказал, что уезжаю туда навсегда, меня бы легко пропустили. К жене же! Глупость полнейшая!

 

-  Точно! Прямо по Высоцкому. А может, потому  не уехали из России, что у вас есть внутренне сходство со своими последними, слишком русскими героями?

 

-Сходство было изначально. Дядя Ваня Чехова, помещик Лыняев у Островского, Свидригайлов в инсценировке Достоевского. 

 

Столько много совпадений,  когда  Свидригайлов несколько раз говорит про Америку. Поезжайте туда, мол, Родион Романович. Там убивают запросто… А сейчас мы   все,  вместе с  московским режиссером Глуховской «Гамлета» поднимаем. Играю  в новой постановке две роли – отца Гамлета и дядю. У нас они почти близнецы. Да,Клавдий завидовал брату. Но если допустить, что тот просто на 15 минут раньше родился…    Он мог быть таким же королем. Оба они те еще «крендели»! Отец Гамлета был завоеватель, - и Мамонов долго, страшно увлекательно рассказывает о скорой премьере. Скорей бы!

 

Виктор написал для   спектакля «Немного о лете» сказку - вариант поэтический и прозаический, пишет остроумные литературные сценарии, замечательно поет и играет на гитаре (иногда на сцене).

       Порфирий – парень умный         

 

- Я характеры создаю, - обычно говорит ведущий актер академдрамы  Владимир Назаров, - И стараюсь, чтобы не один не повторял другой.

 

Он сыграл уже 50 ролей. Значит, создал не менее полусотни характеров. Многие поклонники Мельпомены откровенно ходят в театр "на Назарова". С недавнего времени снова "везет" моему герою с режиссерами. Потому что после   взлета в  драме   Дзекуна, был период, когда актер Назаров с его выпуклым психологизмом не очень вписывался в режиссерскую концепцию театра. В его пластическо-танцевальный, отчасти бессюжетный образ. Tempora, к счастью, иногда mutantur. И сейчас жадный до игры Назаров занят практически в каждом спектакле, органично переходя от Островского к Толстому, от Уильямса к Достоевскому, от Чехова к  Шекспиру.

 

В роли следователя Порфирия Петровича нас он просто сразил. Такой тихий, присмиревший Порфирий, без закипающего внутреннего сарказма, как бывало у всех его великих предшественников (хотя палец ему в рот я все же не положила бы). Я даже спросила, как актеру удалось "очеловечить" эту язву.

 

- Да вы еще раз почитайте роман, - призвал он меня. - Ему всего-то 35 лет. Разумихин говорит, что дядя -  "парень умный, он такое дело распутал": другие все от него отказались.  Он прежде всего четко, профессионально выполняет свою работу,   распутал все дело безо всяких улик, на одной психологии. Я представлял: набросана куча спичек, и надо по одной разбирать, чтобы не разрушить ничего. Если  убили трех человек (Лизавета ждала ребенка), а полиция    не нашла убийцу, кому   это понравится? Но Порфирий    говорит Раскольникову: "Вы жизнью-то не брезгуйте!" Он не стремится «сдать» его  любой ценой.  Сначала я думал: " Боже мой, Порфирий Петрович!"  - и Смоктуновский в голове. А теперь я в этой роли купаюсь и счастлив, что она мне досталась.

 

 …Сверкающие под юпитерами очечки Порфирия, прилизанные, зачесанные назад волосы (маленькие актерские находки) не прибавили моих к нему симпатий. Но уважением к главному оппоненту Раскольникова пришлось проникнуться. Назаров убедил! Получил он роль и в новой глобальной постановке  драмы - в «Гамлете». Полоний. Кто ж от таких ролей «побежит»!

   

Еще Владимир издал сборник стихов,  пишет натюрморты, сдает на международного мастера спорта  по шахматам …

                                  Дремучая сказка 

 

Этот человек одинаково блестяще танцует и сочиняет танец. А в последнее время он    и спектакли сочиняет - ставит детские сказки. И уж совсем новое занятие Алексея Зыкова – главного хореографа драмы – сочинять пьесы.   Как выяснилось, и это может. Сам написал сказку «Владимир Красное Солнышко» - на основе древних славянских мифов. Поставил и хореографию к ней придумал.

 

- Мне пришлось очень много изучать источников.  И я  придумал свою историю для  тех персонажей, которые произвели на меня наибольшее  впечатление. Моя задача – обратить внимание на наши истоки. И  в спектакле появляется будущий великий   князь Владимир, потому что это переломный момент нашей истории. Сначала - язычник,  потом он приносит на Русь христианство, - рассказывает Алексей.

 

- На самом деле, очень интересная получилась   история, увлекающая,  даже страшная. Особенно, когда веретено тьмы весь свет и воздух из мира забирает. Мне напомнила «Властелина колец»  твоя дремучая чаща.

 

- Да, аналогии есть. Толкиен создал  свой мир, свой фольклор. И у наших предков был богатый сказочный мир..  Однако пришлось сократить авторский вариант вдвое –  пьеса писалась для новогодних представлений. Не все теперь понятно. Меня спрашивают, что это там за мерцающие огни. А  они спасали героев. Те стали терять силу света в борьбе с тьмой.

 

Мы  вместе сокрушаемся, что зритель не увидел полный спектакль. А надо бы! Тем более что начинается он еще в фойе, интермедией с  участием былинных персонажей, что тоже очень  познавательно. И так уже  наши дети путают    Добрыню Никитича со Шреком, а Алешу Поповича с – «Человеком-пауком».

 

-Сорок лет – это тот возраст, когда надо давать людям работать, больше нам доверять. Мы здесь давно. И пока у нас есть наши маститые, уважаемые мастера, они могут нам помочь, подсказать – и в театре, и на факультете. Мы всегда дети, пока у нас есть родители – «театральные» родители, - задумчиво говорит Алексей.

 

Ему  нравится, что Игорь Баголей решился взять  актерский курс («а ведь как сомневался!») Зыков учит хореографии все поколения студентов театрального факультета. И тоже хочет   когда-нибудь набрать свой курс. Он ведь и актер, занят в интересных постановках.

 

Им все по плечу, этим сорокалетним.

      Из мира высокой моды

 

Главный художник театра Юрий Наместников – дивный дизайнер,  работал в экспериментальной молодежной лаборатории моды.  Были интересные разработки, поездки сначала в Москву, потом и дальше, заказы в ведущих столичных театрах.

 

- Мне повезло, я  был в начале 90–х годов художником российского музея мод, - говорит Юрий. -  Через мои руки прошли действительно уникальные вещи. Видишь   технологию, а не просто «картинку». Кладезь бездонный, который я изучил. Поэтому   с удовольствием работаю над историческими спектаклями. 

 

В Москве  он не остался и за границу не  подался, в мир «высокой моды», хотя мог  бы свободно. Но Наместников совершенно не «тусовочный» человек.  Вернулся «домой», в театр. Ему нравится обитать на  его колосниках (где находится его мастерская), придумывать там фантазийные костюмы и картины.

  

 Не только в драме. В тюзе сделал  три спектакля как художник-постановщик. Два   -  в саратовской оперетте, два – в сибирских театрах (в одном  он художник по костюмам). Четыре спектакля  поставил   во Франции. Они мобильные, для маленького театрика, «путешествуют» через всю страну - от Лилля до Монпелье.  

 

-Выезжать всегда интересно - попробовать себя и («не жалея чужой театр экономически») позволить себе чуть больше. А потом - я ведь учусь сам, другой театр – это другое техническое оснащение, другие возможности, другие цеха, - рассказывает  Юрий.

 

Извив змеи у женщины таинственного вида, кружащиеся медленным хороводом фигуры со странными лицами – головками цветов. Необычна и техника.   Сначала он картину на холсте как бы лепит,   а уж потом берется за палитру. Еще   золотит ее. Отсюда благородное мерцание и ощущение глубокой старины, как от хорошо выдержанного вина. В каждом квадрате – своя символика и загадка. Наместников готовит персональную выставку своих «фантазий» к концу сезона.                

                          

                Звезда   железнодорожника

 

Кто–то из театра уходит, а кто-то в него через много лет возвращается. Валерий Малинин был не последний актер у Александра Дзекуна.  Но жена ждала ребенка, нужно было решать вопрос с жильем, а тут  свалились на нас «проклятые» 90-е годы. Валерий подал заявление об уходе из театра, занялся      серьезным делом. Но все  эти годы его дом, как  городской, так и «загородный» (дача),   был открыт для друзей –актеров.И когда  вдруг  хлебосольной хозяин объявил о своем решении (вернуться в театр) жене - бывшей актрисе, услышал от нее шутливо-грозное: «Ты что, Малинин, по старости  сдурел?»

 

 -  Но чего-то меня забрало, взыграло «ретивое» от рассказов о театре наших ребят. И я вернулся. Сейчас время интересное в драме.  Очень здорово, что  приезжают разные режиссеры. Конечно, с режиссером из Питера Коваленко трудно было репетировать, он взрывной.  Но атмосферу  умеет создавать. Времени для него не существует –репетировали с утра и до вечера.

 

А  надо сказать, что первые  шаги Малинина в театре после затяжного антракта получились  весомые.  Выразительно сыграл у ученика великого Кама Гинкаса роль  священнослужителя   с трагическим подтекстом («Сиротливый запад»),  у  известного режиссера Плетнева - маленького учителя с железнодорожного полустанка, открывшего новую звезду («Безымянная звезда»). Трагичный поворот любви местного Коперника парализует  его волю. «Ему уже все безразлично, душа его сломалась. Теперь ему  дожить бы век…», - философствует Валерий.  Ученик  Валентины Ермаковой,  на курсе он слыл комиком.  Надеется еще  сыграть что-то веселое в театре. Но пока  у него косяком идут трагические роли.  В «Гамлете»  ему доверили роль Горацио.  А по первой профессии Валерий   летчик, учился  летать  в гагаринском аэроклубе. Вот такие в нашей драме мужчины!

           Сталин, Медвежонок  и все-все-все

   

Артисты бывшего  театра Верховых, по последним сведениям, тоже возвращаются на театральную стезю. Несравненная Елена Блохина слушается в театр Женовача. Сам Верховых стажируется у Петра Фоменко. Ганин в театре Васильева, Скородумов сотрудничает на 1-м канале и играет  в театре… Один Юрий Кудинов задержался в Саратове и осел в драме, что нас как зрителей  только радует.

  

Человек с виду спокойный и уравновешенный, как актер  он может все. Роли любого накала. Играл у  Владимира Федосеева (руководителя курса) все ведущие роли, от Лопахина до Сталина. Был приглашен в Малый театр по окончанию театрального факультета, отказался – тогда  «под него» Федосеев уже создавал  свой «Театр-88» (к сожалению,  тот не долго просуществовал на изломе эпох).  

  

Был ведущим актером все годы  яркой жизни «Академии театральных художеств». Кстати, тоже играет на гитаре и вдохновенно поет.  Представлял в театре  самых разных  персонажей -  от трогательного Медвежонка в ироничной сказке Козлова до   наивного помещика Ростанева в язвительной повести Достоевского. Сейчас в академдраме играет две главные роли в «Кукушкиных слезах» по Алексею Толстому и «Валентинове дне» по Ивану Вырыпаеву. О большом  «антракте» между АТХ и драмой  говорит так:

 

- Я тогда отошел от театра, строил карьеру на радио, прошел  от ведущего  до программного директора.  Мне уже предложили стать директором радиостанции. И у меня была дилемма: вернуться в театр и практически начать все с нуля, когда тебе  уже за сорок, или продолжать  крутиться в деловом мире. А я от  него, честно говоря, подустал: лет 10 занимался этим, еще в АТХ начал. А  предложение из театра было обоюдным. Я позвонил Оле Харитоновой и спросил, как дела в драме. «Кудинов, ты сейчас со стула упадешь, но мы сидим с Григорием Анисимовичем (художественный руководитель театра – И.К.) и говорим про тебя.  Я даже хотела звонить тебе сегодня».

 

Юрий  Кудинов не подался в столицу вслед за сплошь звездным составом театра Вани Верховых, хотя предложениями от столичных театров обделен не был. Не хочет «одалживаться», а в Москве прочно устроиться сложно. Зато от предложения сняться в  новом телефильме не отказался. Режиссер давно его «высмотрел» и только подыскивал для него интересный   сценарий.

 

- Прислал мне роль, которая мне, как иногда  о ролях говорят, идет. Современная история о человеке, который, спасая   жизнь жены, едет на машине и сбивает женщину. Жена все равно умирает, он приходит с покаянием к той женщине и оказывается в кругу адовом всеобщего осуждения…

 

 Юрий рассказывает с таким внутренним жаром, как будто он уже на съемочной площадке. Мысленно желаю ему  удачного фильма и …скорого возвращения в театр.

 

На, них мужчинах во цвете лет, таланта, бесценного актерского опыта держится сейчас репертуар драмы. «Могу сказать  за Калугу, Тулу, Ярославль и другие города, где я ставил спектакли, такого сильного мужского звена в возрасте 40 лет нет нигде»,   -  говорил мне Александр Плетнев, лауреат множества театральных премий, главный режиссер Калужского театра.  А ему можно верить.